welcometoaltai (welcometoaltai) wrote,
welcometoaltai
welcometoaltai

Подвесной Айский мост

Одна из главных достопримечательностей Аи - подвесной мост. История рождения, жизни и старости Айского моста в этой статье.

Подвесной Айский мост с высоты. (© Сергей Симаков || panoramio.com)

Первые переправы через Катунь в районе села Ая появились в конце 19 начало 20 веков. Паром был в разных местах: ниже села, посредине села (напротив современного Горно-Алтайского аэропорта), выше села и в посёлке Катунь. До 30-х годов все они были частные, а после коллективизации три паромные переправы закрылись, а выше села паром стал колхозным. С момента организации совхоза (1957 год), паром перешел в совхоз.

В 1971 году, во время половодья паром оторвало и унесло вниз по течению. На пароме было около 60 человек, автомобили, мотоциклы. Погибло 6 человек. Около двух лет в селе Ая не было переправы, использовали паром соседнего села Платово. В 1973 году появился новый паром совхоза «Айский».

Однако бурное развитие села Ая и совхоза (в те времена это был передовой совхоз Алтая) требовало строительство полноценной мостовой переправы. К тому же паром в период ледостава, ледохода, летом в период половодья и сильных ветров не работал.

В 1979 году силами совхоза «Айский» был построен новый мост на тросах. По началу местные жители называли его «Куксинский мост», в честь первого директора совхоза «Айский», трагически погибшего в 1980 году. Позже закрепилось название «Айский» мост.

Подвесной мост дал новый толчок развития данного района, активно стал развиваться туризм. Мост стал одной из визитных карточек Алтая.

Старый подвесной Айский мост. (© Олег Sокол || altai-photo.ru)

Характеристики моста. Общая длина 153 м, длина центрального пролета 105 м, грузоподъемность 10 т, одна полоса для движения. Покрытие дороги моста — дерево. Проезд по мосту всегда был платным, т.к. строился на средства совхоза, и позже перешел на баланс СПК «Айский».

Мост требует регулярного осмотра и обслуживания. В 1983 году провели реконструкцию, в 2009 году — капитальный ремонт с частичной заменой деревянного покрытия. Из-за колоссальной загруженности в туристический сезон, мост испытывает уже не расчетные нагрузки. В 2013 году открывается новый Айский железо-бетонный мост в 3-х км выше по течению. Подвесной Айский мост получает префикс «старый».

Главный подвесной мост. (© Andrey Shikhov || panoramio.com)

Т.к. появился дублер, старый Айский мост в 2013 году закрывается для проезда и прохода из-за плохого состояния. Требуется очередная реконструкция моста, но у СПК «Айский» нет на это средств, Администрация тоже не выделяет денег, т.к. по сути это частный мост. Таким образом, одна из визитных карточек Аи постепенно может исчезнуть. Сильнейшие паводки 2014 года мост выдержал, но деревянное покрытие и несущие тросы в плачевном состоянии.

В 2013 году Айский мост был закрыт для прохода и проезда. (© Олег Sокол || altai-photo.ru)

Будем надеяться что СПК «Айский» и Администрация Алтайского края как-нибудь договорятся и не допустят исчезновению такой популярнейшей достопримечательности Алтая.

Tags: Алтай, Алтайский район, Горный Алтай, дорога, мост, населенный пункт, путешествие
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments